Труба зовёт

Чем интересен новый интерактивный альбом трубача Кристиана Скотта?

Один из самых заметных представителей современного джаза, уроженец Нового Орлеана Кристиан Скотт выпустил пластинку «Stretch Music». Альбом вышел также в форме мобильного приложения для музыкантов. Новые записи трубача послушал обозреватель «Радио801» Александр Садиков.

Обложка альбома «Stretch Music»

Обложка альбома «Stretch Music»

Свежая работа Кристиана Скотта, или Кристиана Атунде Аджуа (Christian aTunde Adjuah), как он сам себя называет, — его первый студийный диск на собственном лейбле Stretch Music (до этого музыканта издавала авторитетная компания Concord Records).

Само понятие stretch music, то есть «эластичной, растягивающейся музыки», Скотт ввёл на прошлом двойном диске 2012 года. Тогда в обращении к будущим музыкантам трубач отвечал на критику в отсутствии свинга: он говорил, что играет не тот джаз, к которому многие привыкли, а некий новый, «протяжённый джаз», — и советовал молодым артистам не обращать внимания на замечания и искать собственную манеру.

Свой стиль Скотт успешно развивал на протяжении нескольких лет. Трубы ему было мало, он разработал ещё три инструмента: обратный флюгельгорн, сирену и сиренетту (это труба, флюгельгорн и корнет в одном флаконе). Его атмосферная игра с узнаваемым глухим звуком — своеобразным шёпотом — и резкими высокими нотами есть и на новой пластинке, но на этот раз Скотт слегка отошёл от знакомых приёмов.

Музыкант поменял состав ансамбля (так, место основного гитариста занял Клифф Хайнс, а Мэттью Стивенс появился только в четырёх треках), активно задействовал электронные ударные и, самое главное, дал дорогу новичкам. «Представляя Елену Пиндерхьюз» — таков подзаголовок альбома. Пиндерхьюз — 20-летняя флейтистка, успевшая запомниться публике и профильной прессе в прошлом году на концертах Скотта. Флейта не самый популярный инструмент в джазе, тем интереснее её приглашение в команду. Пожалуй, наиболее впечатляющими получились филигранные партии флейты в композициях «Sunrise in Beijing» и «Liberation over Gangsterism».

Любопытно, что приглашением Елены Пиндерхьюз, программным письмом и регулярными мастер-классами помощь трубача молодому поколению джазменов не ограничивается. «Stretch Music» не просто набор аудиотреков, а интерактивный альбом. Наряду с диском вышло приложение, где каждый может заглянуть внутрь композиций, настроить, растянуть «эластичную музыку» на свой вкус и сыграть с Кристианом Скоттом. Каждая тема сопровождается нотами и разложена по дорожкам, которые регулируются вплоть до полного отключения.

Пронизывающие духовые, отголоски афро-кубинской темы, барабанные интерлюдии, воздушные клавишные — новая пластинка, на первый взгляд, состоит из элементов, напоминающих о прежних записях, только сейчас они не цепляют, как раньше. Можно говорить об отдельных пассажах или композициях (например, почти фанк-роковом боевике «West of the West» или эмоциональной «The Last Chieftain»), можно восхищаться мастерством исполнителей, их техникой, но в целом «Stretch Music» не воспринимается как откровение. Да, наблюдать за изменениями в музыке Кристиана Скотта и его социальными проектами интересно, в этом его стоит поддержать, но по опыту прошлых записей подсознательно ждёшь, что альбом вывернет тебя наизнанку, а этого не происходит.

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика