Пять лучших альбомов Би Би Кинга

Знаменитый блюзовый музыкант скончался в возрасте 89 лет. Обозреватель «Радио801» Александр Садиков вспоминает наиболее заметные альбомы гитариста.

Би Би Кинг для многих был синонимом блюза. Трёх-четырех нот было достаточно, чтобы узнать его фирменный стиль. Его манера тянуть струны, немного неспешная и как бы вальяжная игра повлияла почти на всех современных гитаристов. Без упоминания Би Би Кинга не обходится ни один список лучших инструменталистов. О нём знали даже те, кто считал, что никогда не слышал ни одной блюзовой песни. Когда кто-нибудь спрашивал меня о блюзе или блюзовых музыкантах, для простоты я нередко говорил «это как Би Би Кинг», и всё было ясно.

За свою почти семидесятилетнюю карьеру Би Би Кинг дал тысячи концертов и записал более сорока студийных альбомов. Выделить лучшее в его дискографии крайне трудно: слушать можно всё подряд. Тем не менее я попробовал выбрать наиболее интересные пластинки.

Обложка «Singin’ the Blues»

Обложка «Singin’ the Blues»

Singin’ the Blues (1957)

Дебютная студийная пластинка Би Би Кинга. Молодой сильный голос, пока с едва заметной хрипотцой, и уже вполне оформившийся стиль игры — как результат, десяток блюзовых и ритм-энд-блюзовых песен, многие из которых закрепились в репертуаре артиста и стали его визитной карточкой. Например, версии «3 O’Clock Blues» Лоуэлла Фулсона и «Every Day I Have the Blues» Пайнтопа Спаркса.

Обложка «Lucille»

Обложка «Lucille»

Lucille (1968)

Альбом, названный в честь знаменитой гитары Би Би Кинга марки Gibson. В медленном десятиминутном треке, который открывает пластинку, блюзмен рассказывает (не поёт, а действительно рассказывает), как ему дорога эта гитара, как она вывела его в люди и помогла добиться успеха. «В трудную минуту я всегда могу на неё положиться. Вот и сейчас что-то у меня не идут слова, пусть скажет Люсиль», — произносит музыкант и выдаёт один из своих классических пассажей в верхнем регистре.
Остальные песни балансируют на стыке соула и блюза, и далеко не во всех Люсиль выходит на первый план. Так, в «You Move Me So» и «I Need Your Love» вообще нет соло, что делает их даже интереснее: здесь Би Би Кинг полностью раскрывается как вокалист.

Обложка «Completely Wel»

Обложка «Completely Wel»

Completely Well (1969)

Пластинка, подарившая миру знаменитую интерпретацию «The Thrill Is Gone». Версия Би Би Кинга стала такой популярной и настолько с ним срослась, что кажется его собственной песней. И, хотя поиски автора приведут нас к бродвейской теме 1931 года, именно Кинг по-настоящему открыл композицию широкой публике.
«The Thrill Is Gone» идёт последним номером на альбоме, до этого несколько бодрых блюзов с перегруженными гитарами, духовыми и электроорганом. Среди них особенно выделяется «Cryin’ Won’t Help You Now»: шестиминутная песня переходит в девятиминутный джем «You’re Mean».

Обложка «Riding with the King»

Обложка «Riding with the King»

Riding with the King (2000)

Два выдающихся гитариста Би Би Кинг и Эрик Клэптон после тридцати с лишним лет знакомства выпустили совместный альбом, порвавший чарты США и отмеченный премией «Грэмми». Известные блюзовые и соул-песни Кинг и Клэптон обыграли по-новому с внушительным составом музыкантов (в числе которых гитарист Джимми Воэн и пианист Джо Сэмпл). Получился эталонный альбом в стиле блюз-рок, где не провисает ни одна композиция.

Обложка «One Kind Favor»

Обложка «One Kind Favor»

One Kind Favor (2008)

42-й студийный альбом, ставший последним для Кинга, и один из лучших в его творчестве. Тёплый ламповый блюз — примерно так можно охарактеризовать музыку на «One Kind Favor». Диск состоит из кавер-версий песен Ти-Боун Уокера, Джона Ли Хукера и других легенд жанра. Название альбома взято из куплета первой композиции «Присмотри за моей могилой» («See That My Grave Is Kept Clean»), написанной в 1920-х Блайнд Лемон Джефферсоном.

После известия о смерти Би Би Кинга его друг Бадди Гай написал в Facebook: «Звук его гитары, его манера встряхивать левое запястье, то, как он зажимал струны… он пришёл с этим, и всё это было совершенно новым для всего гитарного мира. Он мог играть так мягко, ему не нужно было устраивать шоу. Он был моим лучшим другом и отцом нам всем. Я скучаю, Би. Люблю тебя и обещаю продолжать дело этого чёртового блюза».

Ушёл Король блюза, но ещё долго его музыка будет звучать в наших проигрывателях, плеерах, приёмниках и не одно поколение гитаристов будет вдохновляться его игрой.

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика