Прощай, Джо

Британский музыкант Джо Кокер скончался 22 декабря на 71-м году жизни. Легендарный артист умер от осложнений, вызванных раком легких. Знакомство с творчеством Джо Кокера вспоминает обозреватель «Радио801» Александр Садиков.

Фото cocker.com

Фото cocker.com

До приезда в Москву и поступления в университет в моей фонотеке было не так много исполнителей: конечно, внимательно слушая радио со школы, я узнал большинство популярных артистов, но по-настоящему любимых, тех, чьи кассеты, а впоследствии диски, были дома и затирались проигрывателем до дыр, можно было сосчитать по пальцам одной руки. И Джо Кокер был в их числе.

Его голос и песни очаровали меня классе в седьмом, когда на издыхавшей кассетной «Электронике» с одним динамиком я поставил сборник «The Best» и услышал «Unchain my heart». Долгое время я искренне считал, что это песня Кокера, пока в приёмнике не наткнулся на оригинальное исполнение Рэя Чарльза. Открывшийся факт нисколько не умалил достоинств британского музыканта в моих глазах, и только подтвердил мнение об уникальности артиста.

Джо Кокер и его команда (а за ним всегда стояли блестящие музыканты и аранжировщики) могли оживить любую песню и представить ее так, будто это их собственная композиция. Музыкальный стиль Кокера — блюз-рок с фортепианными соло, утяжелёнными гитарами и сильным бэк-вокалом — и его характерный хриплый баритон дал многим популярным композициям новую жизнь, а некоторые из них стали практически неузнаваемыми. Чего стоит один кавер битловской «With A Little Help From My Friends», наделавший шуму в Вудстоке в 1969-м и, как считается, принёсший певцу мировую славу. Или версия эстрадного стандарта «Cry Me A River», в которой от меланхоличного джазового шлягера не осталось и следа. А лирическая «You Are So Beautiful» Билли Престона вряд ли стала бы такой популярной, если бы не кокеровский вариант.

Впрочем, хотя основу репертуара Джо Кокера составляли кавер-версии, было немало вещей, написанных специально для него, среди них «Up Where We Belong» (дуэт с Дженнифер Уорнс был отмечен премией «Грэмми») и песни предпоследнего студийного альбома «Hard Knocks» (почти весь материал диска 2010 года составили оригинальные треки).

Фото cocker.com

Фото cocker.com

В России у Джо Кокера всегда была какая-то особенная популярность (с таким же трепетом к музыканту относились, пожалуй, только в Германии, где он дал десятки концертов и продал миллионы пластинок). С начала 2000-х Кокер неоднократно выступал в Москве и других российских городах, и я счастлив, что мне довелось побывать на двух его шоу. Первое из них остаётся для меня одним из самых ярких музыкальных впечатлений.

В 2005 году я, второкурсник, живущий на пятьсот рублей в неделю, узнал, что Джо Кокер споёт на открытой сцене на Васильевском спуске. Но как туда попасть? Купить билет за несколько тысяч я никак не мог, тем не менее на всякий случай отправился на место. В итоге мы с другими фанатами слушали и немного посматривали концерт, стоя в самом начале Варварки. Видно было плоховато, зато слышно отлично: такой полный, мощный, стильный живой звук я слышал впервые. Нетрудно представить, какой эффект это тогда произвело. Спустя почти три года в тесном зале Кремлёвского дворца я сидел за свои честно заработанные, Джо Кокер снова пел хиты, музыка была безупречна, но необыкновенную атмосферу первого шоу было уже не повторить.

На альбоме 2012 года «Fire It Up» есть композиция «Younger» о том, сколько всего важного и интересного нужно успеть сделать, «когда я стану моложе». После известия о смерти Кокера мне вспомнилась именно эта песня.

Как отмечается на странице музыканта в Facebook, последние годы он жил со своей женой Пэм в штате Колорадо, в свободное время любил порыбачить и поиграть в бильярд в кругу друзей, в теплице выращивал помидоры.

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика